Александр Леонов
(русский колокольный звон, гусли, современная русская проза)


 

Колокол

Историческая заметка о происхождении колокольного звона.

Согласно бытующей легенде, появление колокола, как инструмента, сигнализирующего об основных этапах церковной службы (в первую очередь о начале богослужения), относится к концу IV – нач. V веков н.э.

Предание говорит об итальянском епископе Павлине Милостивом (Понтий Мероний Павлин Милостивый (353-431 гг..)) По легенде именно он, возвращаясь в свой город Нолу (провинция Кампана), решил отдохнуть в пути, расположившись на холме, и, помолившись, задремал. Епископ находился в тревоге за свою паству, в которой обнаруживал много невежества, суеверий, неверия и равнодушия. В молитве он просил у Бога соединить разрозненные сердца, блуждающие в темноте. И вот, задремав на холме, епископу Павлину будто бы и привиделось, что полевые цветы – колокольчики, раскачиваясь, звенят, издавая прекрасный звук, наполняющий душу радостью.

Придя в Нолу, епископ Павлин (впоследствии святой Павлин), заказал знакомому меднику сделать увеличенную копию этого цветка. Когда заказ был исполнен, Павлин радостно приподнял колокол и стукнул с трепетом в него молотком. Услышанный звук привел его в восторг и епископ признался, что подобный звук он и слышал во сне. Ухо было тронуто серебристыми волнами голоса свыше. В восхищении Павлин упал на колени и благодарил Бога за свершившееся дело.

Следует заметить, что в произведениях самого Павлина нет упоминания об этой истории. Существует мнение, что колокола существовали уже при святом Павлине, а он лишь увеличил их вес. Мнений о начале употребления колокола в качестве инструмента, призывающего к богослужению много. Некоторые исследователи утверждают, что эту функцию колокол начинает исполнять лишь благодаря деятельности папы Сабиниана (нач. VII в.).

В Западной Европе колокола известны с VI века. Они упоминаются, например, Григорием Турским (ок.538-594). На Русь первые колокола приходят после принятия христианства (988 г.) Это были небольшие привозные колокола. Вероятно, лишь богатые храмы (княжеские) могли ими в то время обладать.

Повсеместно же на Руси использовались другие инструменты для созыва людей к богослужению. Распространено было било или клепало. Так что постепенное замещение била колоколом было естественно, ибо традиция подобного созыва мерными ударами уже была часто встречающейся.

Било заимствовано из византийской церкви.

Малое било (малое древо, клепало) – небольшая деревянная доска с ручкой посередине. Держится в одной руке, другой производится удар посредством палки. С.Смоленский в своем труде «О колокольном звоне в России», изданном в Санкт-Петербурге в 1907 году, пишет о малом биле: «…есть двух-весельная доска с вырезкою посередине для держания левою рукою. Било имеет до 3 аршин в длину и до 3 вершков в ширину. Концы весла более толсты в середине и постепенно утончаются к краям и к концам».

Большое било (великое било, великое древо) – деревянный щит, располагающийся стационарно, подвешенный на цепях.

Различное звучание бил достигается ударами в определенные места (толще - тоньше) и изменением частоты ударов.

Позднее било становится металлическим (медное и железное). Удары в металлическое било следовало производить молотком или камнем. Клепания производились по 3 раза перед службой с паузой в 3-4 минуты. С малым билом обходили кругом храма и вдоль зданий, заканчивая каждое клепание ударами от одного до трех (его номером).

Постепенное вытеснение колоколом била было естественным и скорость этого процесса была связана, пожалуй, лишь с финансовыми возможностями обителей. Ведь если било мог себе позволить любой приход, то колокола долгое время оставались уделом привилегированных особ. Их могли подарить монастырю лишь самые состоятельные и влиятельные благодетели. Долгое время била существовали на севере.

В конце нашей заметки следует отметить, что существуют упоминания о колоколах довольно древние. Колокол был известен у египтян, у евреев, у римлян. К тому же колокол существует на востоке. Колокольный звон там представляет собой совершенно отдельную традицию, но, тем не менее, это колокол и это колокольный звон.

Признанный авторитет в колокольном деле Н.И.Оловянишников в начале XX века писал о том, что колокола были известны и грекам при храмах Прозерпины и Цибелы, в Дельфах, при таинствах Вакха, Корибантов и др. Кроме призыва к богослужению, исполняли колокола и функции военных сигналов, прикреплялись к колесницам победителей, обозначали похороны и даже призваны были прогонять злых духов и тени умерших из домов. Служили сигналом к поливу улиц от пыли, а «в Китае и Японии древность некоторых колоколов не уступает нисколько древности Рима, Греции и даже Иудеи и Египта» (Оловянишников Н.И. История колоколов и колоколитейное искусство/Под ред. А.Ф.Бондаренко.-М.:НП ИД «Русская панорама», 2003. С.19.)

«Наистарейший до нашего времени сохранившийся ассирийский колокольчик со времен Салманассара II, 860-824 гг. до Р.Х., взят из дворца Нинивея и находится теперь в берлинском музее… Нижний диаметр 4,5 см, ширина 8 см (вероятно, имелась в виду высота). Вокруг расположены фигуры ассирийских злых духов. На верхней части виден рельеф двух черепах и одной ящерицы.» (там же. С.22).

Александр Леонов.