Александр Леонов
(русский колокольный звон, гусли, современная русская проза)


 

Читальный зал | Исследовательские работы

Хранитель русской духовности

Культурное наследие России

 

Хранитель русской духовности

 

Гусляр, звонарь, писатель

Александр Григорьевич Леонов

 

2009 год

 

Всем, кто ценит русскую культуру

или начинает приобщаться к её истокам,

всем патриотам родного края..

 

 

 

Жить на земле, душой стремиться в небо –

Вот человека редкостный удел.

В.А. Солоухин

 

_

Живет в селе Павловское скромный, сдержанный, внешне очень представительный человек. Он уже достаточно известен не только в округе, но и в области, стране и даже за рубежом: звонарь, гусляр, автор песен и музыки, а еще и писатель-прозаик. Он – выпускник Павловской общеобразовательной и Садовой музыкальной школы. В настоящее время он работает концертным исполнителем – звонарем – во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.

Это - Александр Григорьевич Леонов. Именно его жизни и творчеству посвящается наш сборник.

 

Откуда в этом молодом человеке необыкновенная тяга к старине, ко всему истинно народному? Где его истоки к глубокому познанию современного мира, истины и смысла жизни? Откуда черпает он материал для своего творчества, как развились в этом человеке разносторонние грани яркого таланта? Ведь живет он среди нас, особенно ничем не выделяется, разве только серьезностью, вдумчивостью, стремлением к красоте и самосовершенствованию.

 

Не зря говорят, что богата талантами земля русская и есть в ней так называемые самородки. Таким самородком можно назвать и Леонова Александра.

Еще в школе, будучи членом совета дружины, знаменосцем, серьезно относясь к этим поручениям, изучая историю пионерского движения и классическую литературу, увлекался он фантастикой и преданиями старины глубокой. Учителя уже в раннем возрасте отмечали его стремление к самобытности, самостоятельности в суждениях. И свои первые рассказы написал он в 7 классе.

 

Александр всегда стремился познать что-то новое. Наверное, поэтому после 9 класса он пошел не в музыкальное училище, не в 10 класс, а неожиданно для всех настоял на поступлении в сельскохозяйственный колледж г. Суздаля, на экономическое отделение. Зачем? Почему? На этот вопрос он и сейчас только загадочно улыбается: «Наверное, судьба».

 

В поисках жизненного опыта, Леонов А.Г. сменил много занятий. Вот какие профессии освоил молодой художник: строитель–отделочник, заводской рабочий (Автоприбор), организатор производства, организатор похорон, руководитель фольклорного кружка, педагог-организатор в Барско-Городищенской школе-интернате, режиссер фольклорного народного театра. Меняя профессии, он искал свой путь.

 

 

И только набравшись жизненного опыта, впечатлений, материала для своих книг, он, наконец, совместил любимое дело с профессией и стал концертным исполнителей колокольных звонов, гусляром в музее-заповеднике, где работает вместе со своим наставником, учителем, а теперь сотрудником и другом Валерием Гараниным.

За это время А. Леонов закончил Владимирский колледж культуры, исторический факультет Владимирского Гуманитарного университета, печатался в литературных журналах и газетах.

Взять у него интервью оказалось просто и не просто. Он открыт для общения, охотно рассказывает о звонах, колоколах, творчестве, а на вопросы о личной жизни отвечает: «Что говорить? Всё написано в книге «Один день моей жизни». Могу только добавить: женат, дочери три года, приобщаем к музыке и русской культуре с детства».

А.Г. Леонов вырос в учительской семье, которая имеет очень интересную родословную (восемь поколений) и крепкие традиции русской культуры и литературы.

_

Участник художественной самодеятельности

_

 

Серьезно заниматься художественной самодеятельностью А.Г. Леонов начал еще студентом. Упорно преодолевая трудности усвоения предметов в колледже (высшая математика, бухгалтерский учет, статистика и т.д), - он не мог позволить себе учиться на «удовлетворительно» - после занятий занимался в народном ансамбле «Лучина», участвовал в концертной деятельности в г. Суздале, ездил с выступлениями по Владимирской области. Неоднократно выступал в Москве, в том числе и в Московском Кремле. Был показан в передаче Г. Заволокина «Играй, гармонь», у него уже несколько раз брали интервью корреспонденты разных каналов ТВ.

 

По окончании колледжа был направлен в числе лучших выпускников в Нижегородскую Академию на экономическое отделение, были готовы все документы…, но он сделал свой выбор: оставить ансамбль, занятия звоном и гуслями уже не мог. И вместо собеседования в Академии уехал на гастроли по Владимирскому краю.

Год совершенно без всякого материального вознаграждения занимался он подготовкой к концертам и выступлениями, совершенствовался в игре на гуслях, учился звону и работал за совершенно незначительную плату руководителем фольклорного кружка (на полставки) в Павловской школе. Уже тогда он был носителем народной культуры и искусства.

Сценки на краеведческом и историческом материале, талантливо поставленные им с учениками, запомнились зрителям села: и взрослым (выступали в Павловском ДК), и детям - по выступлениям в школе. Особенно ярким было театрализованное представление о приезде Александра Невского на свои суздальские земли и о появлении и названии села Павловское и реки Чиндаровки.

 

_

Автор песен

_

Обучаясь в музыкальной школе, А.Г. Леонов исполнял серьезные классические произведения на фортепиано, и педагоги советовали идти в музыкальное училище и учиться дальше. А он тяготел к народной музыке и аккомпанируя себе на гитаре (второй инструмент), пел сочиненные им песни. Написал более ста авторских песен.

Позднее он создал вокально-инструментальный ансамбль, исполняющий фолькрок. Был его руководителем, автором песен и их исполнителем. Репетировали в Павловском Доме культуры необычный свой репертуар, и выступления имели успех у молодежи.

На брейн-ринге ВИА, проходившем в Боголюбовском ДК, ансамбль стал победителем, заняв первое место в районе и области.

 

Леонов А.Г. никогда не любил «попсу», не признавал исполнение под фонограмму, отличал безошибочно истинно-народное от фальшивых подражаний народному, хотя сам по-настоящему народным искусством стал заниматься несколько позднее.

Он не только писал песни и исполнял их, но в 1997 году, в 19 лет, уже записал несколько альбомов. Самый первый авторский альбом «Дул ветер…» вышел под псевдонимом Гендальф Серый. В альбоме использованы стихи Дж. Р.Р.Толкина., затем альбом «У теплых озер..».

Надо сказать, что А.Г. Леонов никогда не останавливался на достигнутом, всегда много и творчески работал.

_

Гусляр

 

_

Учась в колледже, в Суздале, Александр начинает заниматься в народном хоре Суздальского ДК. Это событие стало для Леонова А.Г. судьбоносным. Там он встретился со своими наставниками, друзьями - Татьяной Пятибратовой, поставившей ему голос для исполнения народных песен, и Валерием Гараниным, ставшим учителем колокольного звона и сделавшим его гусляром.

Но не сразу: не один год ходил Александр у него в учениках, постигая сложную науку колокольного звона и игры на гуслях

«На гуслях играют не пальцами, а сердцем, - говорил Гаранин. – Многих пробовал научить я звону и игре, - ан нет…. Только в Александре я нашел достойного ученика. Он чувствует музыку и инструмент сердцем».

Это был насыщенный творческий этап в становлении личности молодого художника.

 

Именно в это время начал Александр сбор материала для своих духовных песен. Ездил в заброшенные деревни Владимирской области, знакомился с народными обычаями и песнями. Именно в это время сознательно пришел к вере и крещению. Совершал паломничества в монастыри к святым местам уже не только Владимирского края. В Троице-Сергиевой лавре, послушав его игру на гуслях и побеседовав с ним, допустили его священнослужители в хранилище святых мощей. А в одном из приходов подарили ему старинное Евангелие с древнерусским текстом, но без оклада, который был сорван большевиками во время экспроприации церковных ценностей.

Эти самостоятельные экспедиции и паломничества вдохновили Александра Леонова на реставрацию текстов духовных песен и на создание собственных произведений (стихов и музыки). Позднее он записал альбомы «Душа моя» и «Господи, помилуй!» (2005 год), на обложке которого написано «А. Леонов. Гусли. Гитара. Голос. Аранжировки».

В этот диск вошли двенадцать песен на духовные стихи:

1. Земля Русская

2. Грешный человече

3. Все люди живут…

4. Келья

5. Райская птичка

6. За холмом

7. Пресветлый ангел

8. Господи, помилуй

9.Утреннее размышление о Божьим величестве (на стихи М.В. Ломоносова)

10. К водам иарданским.

11. Спит Сион

12. Русь называют святою. (Вспоминая Романа Тамберга)

 

Не прекращая занятия в народном хоре и ансамбле «Лучина», А. Леонов начинает работу в Суздальском Доме культуре режиссером народного театра и поступает во Владимирский колледж культуры и искусства на режиссерское отделение. Он выступает в студенческих курсовых постановках во Владимире, а главное – он ставит сильный и необычайно смелый спектакль в ДК города Суздаля «Откровенности», посвященный всем пострадавшим за веру православную в годы Гражданской войны. Это еще одна яркая страница его биографии.

«В Москву, в Москву! Тебе нечего здесь делать. Эта сцена мала для тебя»,- говорят ему после спектакля зрители-туристы, попавшие на спектакль в общем-то случайно. То же говорит и руководство ДК, где работает режиссер на ставку 820 рублей в месяц.

Но это не входит в планы молодого талантливого человека. Его творческий путь нелегок. Настоящим мастером колокольного звона, штатным концертным исполнителем Спасо-Евфимьева монастыря – музея-заповедника он станет еще не скоро. Колокольному звону он обучался 12 лет.

 

В 2006 году записан альбом народных и казачьих песен «Черный ворон». В него вошли 16 песен. Альбом имел большой успех у любителей народной музыки. В 2009 году был записан новый авторский альбом А. Леонова «Душа моя» (одноименное название с ранним альбомом). В него вошли песни:

1.Ответ пред Богом (музыка А. Леонова)

2.Цветочек (музыка А. Леонова)

3.За холмом (музыка и слова А. Леонова)

4.Утреннее размышление о Божьем величестве

5.Грешный человече

6.Келья

7.На всех солнце светит

8.Уж ты, грешный человече (интерпретация

по мотивам двух духовных стихов)

9.Колыбельная (Слова и музыка А. Леонова)

10.Пасха в Суздале (Слова и музыка А. Леонова)

Гусли, вокал, окарины, колокольный звон, жалейка…Как мы видим, А. Г. Леонов осваивает все больше исконно русских народных инструментов, совершенствует свое мастерство и дарит его людям.

Круг его общения очень интересен. Теперь уже сам известный гусляр, он общается с известными гуслярами: Юрием Стрельниковым (Санкт-Петербург), Андреем Байкальцем (Иркутск), дуэтом Костровых (Нижний Новгород), Любовью Басурмановой (Москва); с известными музыкальными коллективами, такими как «Аквариум», «Несчастный случай» и др.

 

Совсем недавно записан совместный с Гараниным диск «Взвейтесь, соколы, орлами», в котором обрели вторую жизнь песни, сохранённые белогвардейскими эмигрантами первой волны во Франции. И это тоже вклад в дело сохранения и возрождения русской культуры.

_

Мастер колокольного звона

 

_

В настоящее время Александр Григорьевич Леонов – признанный мастер колокольного звона. Вот что он рассказал нам, когда группа павловских школьников поднялась к нему на колокольню во время экскурсии в Суздаль: «Колокольный звон – непременный атрибут монастырского быта. Четыреста лет стоит в Суздальском Спасо-Евфимьевом монастыре звонница – архитектурный памятник 16-17 веков.

В 1923 году монастырь был закрыт, и звонница надолго замолчала.

Лишь в 1980-х годах в ходе реставрации архитектурного ансамбля сотрудникам музея удалось собрать новый комплект из 17 колоколов, и теперь можно ежедневно слушать их завораживающий звон. Музей обладает коллекцией, в которой более сорока ценных колоколов. Есть в колокольном звоне что-то раздольное, богатырское, созвучное широкой натуре русского народа, у которого все в полную силу: и любовь, и ненависть, и печаль, и радость. И не потому ли колокольный звон так волнует душу, зачаровывает и будоражит воображение.»

Его звон записан на диске международного класса «Звоны Суздаля» в числе знаменитых на Руси и за её пределами звонарей: Владимира Дегтярева и В. Гаранина. О звонаре А. Леонове снят фильм для японского телевидения. (К сожалению, его не увидят россияне). Колокольный звон в его исполнении звучит на протяжении всего фильма «Царь» режиссера Павла Лунгина.

Он озвучивал колокольными звонами и другие фильмы, которые снимались в Суздале, например, «Пелагея и белый бульдог» Послушать звон и игру на гуслях едут теперь не только российские и зарубежные туристы, но и ежегодно приезжают семьями москвичи, петербуржцы, которые считают очень важным приобщение своих детей к истинно русской культуре. И удивительно: «компьютеризированные» дети слушают не шелохнувшись. Они зачарованы народными былинными и духовными песнями. А гусляры не только поют, но и рассказывают интересно. А. Леонов ведет экскурсии на звоннице.

Ученики нашей школы неоднократно поднимались прямо к колоколам и слушали его рассказ о колоколах и звонах. Оказывается, звоны имеют свои названия: «Встречный звон», «Водосвятный», «Богородичный звон», «Суздальский соборный звон», «Пасхальный», «Погребальный», «Праздничный» и другие.

 

Каждый мастер привносит в исполнение что-то свое, авторское, но не выходя за каноны церковного устава. На звоннице 17 колоколов: большие, средние и малые. Перетяжку делают сами звонари. Смотреть, как исполняет звон А. Леонов, очень интересно. Языки больших колоколов приводятся в движение педалью, которую он нажимает одной ногой. И в это же время двумя руками, как на струнах, играет на тросиках, привязанных к язычкам средних и малых колоколов. И всё это одновременно, в такт, с переборами-перезвонами. Всё как будто дышит, движется: поют маленькие колокола, им вторят средние и держат ритм басы, большие колокола.

 

И после того, как закончен звон, дан последний аккорд – воздух насыщен звуками, волнами, идущими сквозь нас и уходящими в небо.

Впечатление необыкновенное. Так торжественно и радостно становится на душе. Но передать словами, написать о работе звонарей лучше, чем это сделал сам А. Леонов в своем рассказе «Звонари» - просто невозможно. Ведь он не только мастер звона, музыкант и певец, он уже признанный прозаик. Вы легко убедитесь в этом сами, прочитав хотя бы один из его рассказов.

Александр Леонов - не только хранитель и носитель культурного наследия, «русского искусства и культуры», - как написано в отзыве, - но и борец за него. Так говорят о нем.

Каждый день, в любую погоду, мастер встречает туристов в городе Суздале в музее Спасо- Евфимьева монастыря колокольным звоном, а те благодарят его за мастерство.

Вот выписки из книги отзывов на звоннице музея-заповедника:

«С огромным удовольствием прикоснулись к живой, подлинно Русской культуре. Как хорошо, что есть такие люди, как вы».

Член общественной палаты при президенте РФ

«Очарован, заколдован звонами и прекрасной работой наших русских звонарей В.М Гаранина и Александра Григорьевича Леонова.»

Спасибо большое за мастерство и любовь к русскому звону! Россия не забудет вашей заботы о ныне живущих, ушедших и будущих людях, любящих её!»

И подпись: Просто человек Борткевич Леонид Вадимович и его жена, Богданова Ольга Львовна.

«Я очень благодарен, я бесконечно благодарен хранителям русского искусства и русской культуры, которые дают возможно сохранить генофонд народа для будущих поколений. Это так важно в эпоху космополитизма верхов, когда низам нужна духовная пища мастеров звонницы Спасо-Евфимиева монастыря».

Михаил Александров

Профессор Барселонского

Автономного университета

«От лица певчих ансамбля «Благовест» выражаем огромную благодарность и уважение за великий вклад в возрождение и развитие исконно русских традиций колокольного звона. Мы признательны вам, Валерий и Александр, за Ваш нелегкий труд на этом поприще».

Подписи. Отзыв москвичей.

Ваша Работа и Труд удивительно созвучны возрождению России, ее национального Духа, Гордости и Достоинства! Храни Вас Господь! Подписи.

И еще, и еще…на русском, на французском, на испанском…Благодарность за колокольный звон, за игру на реликтовом русском инструменте – гуслях, за исполнение народных и духовных песен

_

Прозаик

 

_

Леонов А.Г. начал писать очень рано. Еще в школьные годы он работал над рассказами, основанными на преданиях и былинах старого времени, и занимался фантастикой. В годы учебы и работы у него было очень мало свободного времени, но он после репетиций, концертных выступлений, записи альбомов настойчиво и упорно писал. Писал уединенно, серьезно. В общем-то никто и не знал об этом.

Казалось, вот он весь на виду, с утра до ночи занят. Когда же еще что-то серьезное успеть? А он изучал историю, предания старины, свою родословную. И в поисках жизненного опыта для писательского труда совершенно неожиданно для окружающих и даже для близких ему людей – менял профессии. Причем, на каждом месте работы добивался хороших результатов деятельности, признания, и вдруг… Опять совершенно неожиданно для других, но вполне логично для него самого в достижении поставленной цели уходил в совершенно новую сферу деятельности.

Первой публикацией была небольшая повесть «Самаилова заводь», которая вышла в самиздате. Но вскоре она была одобрена самыми авторитетными писателями областного уровня. Затем он неоднократно печатался в газетах и журналах. И, наконец, в 2006 году вышла в свет его первая настоящая книга – «Один день моей жизни». Это сборник повестей и рассказов, объединенных одной идеей: поиск человеком своего пути и смысла жизни.

Как написал И. Щегольков, редактор издательства «Собор», - «это довольно неожиданный пример традиционной для русской литературы философско-исповедальной прозы».

Основные проблемы книги:

 

- Сохранение национальной истории, культуры и русских традиций.

- Возрождение подлинной духовности человека, его нравственность и стремление к высоким идеалам.

- Поиск путей становления личности, исследование индивидуального мира человека – нашего современника.

- Столкновение с несправедливостью: человек и власть, человек и общество, человек – человек.

-Социальные проблемы современной России.

В ней он показал себя мастером диалога и пейзажных зарисовок.

Вот отрывок из «Звонарей».

«Откуда иностранный гость?- спрашивает Валерий у переводчицы, что сопровождает иностранца.

-Француз, из самого Парижа, - отвечает она

-Из Парижа?! – будто удивляется мастер. – Александр, это где?

-Где-то, наверное, четыре тысячи километров от Суздаля, - наигранно-серьезно объясняет напарник.

-Четыре тысячи километров от Суздаля? Ну и дыра…»

А это пейзажная зарисовка из того же рассказа.:

«Самая знатная звонница Суздаля – звонница Спасо-Евфимиева монастыря, что красуется, «яко град», окруженный высокими кирпичными станами на высоком берегу речки Каменки.

На другом берегу – белоснежный Покровский женский монастырь. Покровский собор, будто белоснежная, чистая, добрая девушка, скромно замерла в молчании, покрыв голову золотым, блестящим в лучах солнца, платком.

 

А напротив, на высоком берегу, смотрит на неё статный добрый молодец - Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря.»

Книга нашла своих читателей и во Владимирской области, и в Сибири, и в Питере, и в Екатеринбурге, откуда через Интернет приходят отзывы от людей, затронутых за живое поднятыми проблемами.

На поэтическом фестивале «Весенние голоса – 2008» в селе Порецкое было показано видео-выступление Александра и участники и зрители познакомились с его творческими планами.

На «Фестивале самодеятельных талантов Земли Павловской» была организована выставка работ Александра Леонова: книги, кассеты, гусли, сделанные отцом с его участием, фотографии. Семья Леоновых получила Диплом первой степени.

А.Г. Леонов - член районного литературного объединения «Слово». В настоящее время во Владимире готовится к печати книга Александра Леонова «Ночь на тридцать второе».

***

Земляки знают А.Г. Леонова. В школьном музее оформлен уголок «А.Г. Леонов, гусляр и звонарь, первый писатель из села Павловское». В витрине помещены его диски и книги с автографом.

А в сельской библиотеке, куда А.Г. Леонов передал экземпляр книги «Один день мой жизни», читатели проявили большой интерес к произведению земляка. По свидетельству заведующей библиотекой Петрушиной Н.Д., книгу прочитали уже около 30 любителей художественной литературы.

Востребован А.Г. Леонов и в школе. На внеклассном чтении изучается его рассказ «Звонари». На школьных фольклорных праздниках звучат его колокольные звоны и духовные песни.

Пришло «время собирать камни», и русская духовность становится для граждан новой России частью культуры и образа жизни.

Это первое наиболее полное исследование творчества нашего талантливого земляка. Оно адресовано, прежде всего, ученикам и учителям Павловской школы, и всем, кому дороги русская культура и искусство. Пусть А.Г. Леонов станет еще более известен и понятен нашим сверстникам и жителям села, а впереди нас ждет встреча с его новыми книгами.

_

Из песен А.Г.Леонова

 

_

ГРОБ

Ой, выходили, выходили мы с тобой,

Ой, выносили, выносили гроб пустой,

Ой, наполняли его сырой водой,

Ой, да смешали с душенькой-травой,

Ой, хоронили его в сыру землю,

У земли отняли стать девственную,

Ой, растеклася та темная вода,

Ой, да смешалася с водой из пруда,

Ой, по утру-то шли девки налегке,

Ой, да пускали венки по реке,

Ой, потонули те светлые венки,

Ой, да со слезами по домам пошли,

Ой, вы же братья,

Как же жить-то на Земле?

Ой, как же быть-то

Мне?

_

СЫН

_

Смотри, вдали полыхают пожары:

Это просто четыре утра,

Это утро, и ночные кошмары,

Прочь уходят, не оставив следа.

Лишь только где-то увидишь, осталось

Что-то от мира ночного, и мне

Вместе с той ночью уйти полагалось,

Но Бог простил, и я возвращаюсь к тебе.

И вот, смотри, стоит на пороге,

С детства грешник, но с юности – сын,

Вот он, тот, кто знает дороги,

Но у него путь теперь только один.

И, спустя много лет мало кто вспомнит,

Об этом странном, чудном пареньке,

А он просто счастлив, метлой черта гонит,

И с Богом «на ты» на счастливом своем островке.

_

ПЕЧАЛЬ

_

Был его первый день, и он плакал один,

И ночных тварей тени шептали: «Съедим»,

И в нем не было страха, была лишь печаль,

Он стоял возле дома и всегда смотрел вдаль.

Был его день второй, и он сделал лишь шаг,

И он вырос на много, но разум обмяк,

И хотел он другого, но водка в крови,

И друзья его – черти, мешали любви.

Вот настал третий день, и ушел он от них,

В их бесовском чертоге оставил одних,

И у них нету счастья, но нет счастья и в нем,

По дороге своей шел он ночью и днем.

День четвертый сказал ему утром: «Постой,

Из печали твоей выход очень простой,

Не уйдешь от себя и от страхов своих,

Пока их, как чертей, не оставишь одних».

Он взорвался как будто, но остался живой,

И в любви он поклялся девчонке одной,

Что была всегда рядом, но незрима всегда,

Что была ему рада, и сгорела беда.

И взорвалась беда, улетела к другим,

Не смогла подобраться к влюбленным двоим,

Что, не видя друг друга, сливались в одно,

И с другою печалью смотрели в окно.

По дороге встречались такие, как он,

И порою казалось, что все это сон,

Но она всегда знала, где дым, а где сталь,

А чтоб он знал, ему посылала печаль.

На седьмой день стал сильным он как никогда,

Иногда его слышали тени, а он их слышал всегда,

В чем его была тайна, успех и секрет,

Сам пройдешь ты свой путь и узнаешь ответ.

_

ЗА ХОЛМОМ

_

Там, за этим за холмом,

За лесами, мой дом,

Да не ждет меня никто,

А с холма весь виден мир,

На холме стою один,

Много видно мне зато.

Влево, вправо посмотрю

Да слезу рукой утру,

Слов не стану тратить зря,

Дымка синяя лесов

Рот закрыла на засов,

А откроет лишь заря,

Там, за лесом тем, река,

Не видать ее пока,

Лишь на небе звезд не счесть,

А с холма весь виден свет,

А в душе один ответ:

Не видать нам счастья здесь.

_

Публикации А.Г. Леонова

_

1.А. Леонов. «Самаилова заводь»

2.А. Леонов. Главы из повести «Один день моей жизни» Литературный сборник «Владимирские посиделки» (5 выпуск, 2004 год)

3. «Звонари» Газета «Суздаль литературный» №1, 2009 год.

4. «Семь глав» Газета «Суздаль литературный» № 3, 2009 год.

5.Очерк «Демидов» О суздальском художнике-графике Демидове. «Аркаим», 2008.

6.А. Леонов. «Один день моей жизни». 2007 г.

«Собор», г. Владимир

_

Совместный проект:

Историко-краеведческий музей

Терентьев А.В.

Кабинет русского языка и литературы

Леонова О.Э.

МОУ «Павловская СОШ»

Компьютерная печать

2009 год

 

 

Вернуться в начало работы

 

Перейти в начало раздела